0.00
Рейтинг
0.01
Сила

Поворот "Телемарк" (отрывок), У. Р. Рикерс и  И. С. Ричардсон, 1905

Теперь перейдём к другим способам поворота: более быстрым, эффектным, но и более сложным, зато с их помощью возможно резко остановиться. Поворот упором [«stemming turn», примечания переводчика] вряд ли можно выполнить быстро, если вы едете на хорошей скорости,  особенно если у вас длинные лыжи с бороздками, разве что с помощью шеста. С поворотами же «Телемарк» или «Христиания», о которых пойдёт речь, хороший лыжник может резко остановиться практически на любой скорости и в любых условиях. Это действительно достойное зрелище — видеть, как такой гонщик несется мимо. Каждое его сухожилие такое же гибкое и крепкое, как и хороший ясень у него под ногами, и всё это вместе пружинит на каждой неровности, будто изящное гоночное судно на волнах, при скорости тридцать пять миль в час, и ни фарлонгом меньше. Остановиться при этом кажется невозможным, но вдруг слышится «уишшш»! С этим звуком лыжник разворачивается боком так же быстро, как вы читаете эти слова.

Как же это было исполнено? Это было так быстро, что вы едва ли могли углядеть. Вы видели быстрое преклонение колена, а может даже и это ускользнуло от взора: снежная пыль скрывает почти всё. Вы соскальзываете поближе к этому нашему товарищу, и упрашиваете его показать, как он это делает. Допустим, он окажется самым вежливым и заинтересован научить вас — особенно, если он норвежец, что почти наверняка так и будет. Он вам покажет, как ставить ноги, как сгибать колени, и как наклонять корпус. И вы начнёте пробовать, беспомощно ошибаясь раз за разом.

Постепенно, однако, и если ваш учитель — образованный наставник с опытом обучения новичков, вы начнёте понимать рисунок телодвижений, и к концу дня будете вознаграждены некоторым успехом. Однако, возможно, вы не будете столь удачливы, чтобы встретить такого лыжника, или, вероятно, он будет хороший гонщик, но не опытный инструктор. Он делает поворот, но сам не знает, как. Трудно его упрекнуть, ведь много ли на свете людей, которые дотошно анализируют то, что они и так хорошо делают, выучивши с детства?

Тут мы рискнем предложить свои услуги. Однако, возможно ли освоить эти искусные маневры по книге? Разумеется да, но вы должны либо взять книгу с собой на склон, либо (что лучше всего), проштудировать предварительно книгу дома, где никто не будет удивлённо тыкать в вашу сторону пальцем. Если вы так подойдёте к делу, то вы обучитесь довольно быстро, а если нет, то это не значит, что наши советы были неверными. Если вы просто просмотрите то, что мы написали, не проводя практических экспериментов с книгой в руках, мы не несем никакой ответственности. Эти быстрые повороты, на самом деле, не так уж сложны, чтобы не делать их хорошо, но они потребуют долгих упражнений. И это, разумеется, полностью ваша забота.

Итак, мы предлагаем начать с «Телемарка» — не потому, что он проще или полезнее, из этих соображений не выберешь то или другое, но  потому, что он привычнее для человека. Кроме того, Телемарк изящнее, чем «Христиания», и произведёт на ваших друзей большое впечатление, когда вы будете столь удачливы, что сможете показать это как следует.

Вы вскоре поймёте, что ваш шест (на котором, как мы надеемся, у вас нет привычки ездить верхом) слабо поможет осваивать эти повороты. Он может немного помочь выполнять Христианию, раз уж вы овладели им, но мы сомневаемся даже в этом и настаиваем, чтобы отныне вы не пользовались шестом вообще. Держите его в руке на крайний случай, как выше было рекомендовано (стр. 45), но не пытайтесь его применить.

Каждый из этих двух поворотов может быть исполнен в двух направлениях — направо и налево, каждый вариант имеет свой смысл для разных условий. Кроме грациозности действа и хорошей тренировки, существенное практическое значение имеют все четыре поворота. Тем не менее большинство лыжников пользуются лишь двумя сочетаниями: Телемарком налево, и Христианией направо, что в обычных условиях позволяет поворачивать в обе стороны, не меняя позиции ног. Однако лучшие гонщики умеют делать все четыре поворота, и мы советуем следовать их примеру.

Поворот Телемарк надёжнее в рыхлом снегу, когда боковое скольжение затруднено. Мы думаем, что он проще, чем Христиания в этих условиях, например, когда надо остановиться после прыжка. Однако его труднее выполнить быстро на крутом склоне, и в целом он не так резок, как Христиания.



Рисунок 27 (а) показывает позицию тела и конечностей во время поворота Телемарк налево. Будем называть это Телемарк-стойкой. Рис. 27 (b) показывает расположение лыж после завершения поворота.

Эти все указания — для того, чтобы сделать поворот Телемарк налево. Указания, чтобы сделать Телемарк поворот направо, идентичны, но надо поменять лево и право, право и лево соответственно. Итак, чтобы проделать Телемарк поворот налево:
а) Из обычной позиции спуска с горы вниз (см.стр.63) выдвиньте правую лыжу так, чтобы правая лодыжка поровнялась с изгибом носка левой лыжи. Поднимите пятку левой ноги над левой лыжей, согните левое колено, и перенесите весь вес вперед на правую лыжу (это и будет то, что называется Телемарк-стойкой).
b) Слегка наклоните правую лыжу на её левый кант, поверните и наклоните всё тело налево.
Если все эти движения сделаны верно, то лыжник начнёт поворачивать с проскальзыванием, крутизна поворота притом будет зависеть от силы, с которой он закручивает тело, согласно сказанному выше, в пункте (b).

Отличный способ выучить этот поворот — катиться вниз по склону в Телемарк-стойке. Осознанно поднимайте пятку левой ноги, как показано на картинке. Это очень важно, и, на самом деле, ключ ко всему делу, поскольку когда лыжник поднимает пятку, то он практически вынужден перенести свой вес вперед на правую ногу, и если это он в этом преуспеет, то остальное пойдет относительно легко. Итак, не забывайте поднимать пятку левой ноги и хорошенько преклоняйте колено к левой лыже. Ведите лыжи как можно ближе друг к другу, и как только вы сможете ехать в такой стойке уверенно на средней скорости, пробуйте поворачивать корпус понемногу. Смотрите туда, куда вы хотите повернуть. Вы с удовлетворением ощутите, что небольшой поворот корпуса приводит к быстрому повороту.

Чтобы компенсировать центробежную силу, действующую на верхнюю часть тела, вам надо бы наклониться вовнутрь поворота. На деле, когда вы втянетесь в эти повороты, вас неизбежно выбросит с дуги наружу пару раз. Не особо беспокойтесь об этом заранее, не наклоняйтесь избыточно вовнутрь, иначе упадёте в эту сторону. Вскоре вы сами начнете компенсировать эту силу наклоном почти бессознательно.

Не старайтесь поворачивать слишком быстро, лучше делайте это непринуждённо. Скорость придет постепенно, в этой связи помните, что «Телемарк» и «Христиания» — это повороты, а не цирковые трюки, и соответственно, как бы быстро они не выполнялись, тело должно двигаться крещендо [по нарастающей, прим.перев.], а не (продолжая музыкальную метафору) сфорцандо [не резко].

Другой основательный способ тренировки — встаньте на краю какой-либо плоской площадки над крутым склоном, в стойке как на рис.27, затем соскользните прямо вниз и тут же начните поворачивать. Этот метод позволит вам совершить множество поворотов за малое время, без необходимости долго идти наверх, чтобы набрать высоту, с которой можно разогнаться. Следующая диаграмма показывает графически, как это делать:



А С В это верхний край крутого склона, направленного сниз по стрелке. Встаньте в точке С. Соскользните со склона, затем сделайте поворот влево, остановившись в точке Е. Идите по пунктирной линии в точку О, поверните на месте (см. стр. 55), и вернитесь в точку С. Затем сделайте поворот вправо, остановитесь в D, и вернитесь в С через L. Далее, проедьте чуть ниже до G, и т.д. Таким манером сложность упражнения будет постепенно нарастать.

Поворот «Телемарк» может быть использован в слитных змейках на спуске в стиле, описанном выше, на стр.72. Придерживайтесь тех же принципов, но с использованием Телемарк-стойки вместо стойки с упором. Последовательность S-поворотов, проделанная таким способом, смотрится весьма изящно, но на очень крутом склоне становится весьма неуверенной, так как снег, хоть и ровный, склонен к неравномерному скольжению, а в настоящем «Телемарке» шест не поможет удержать равновесие. Мы, однако, обнаружили, что нечто вроде полу-упора, полу-«Телемарка» плюс небольшая палка — то, что нужно, чтобы побудить длинные лыжи начать поворот [для начинающих].

Раздел «THE ELEMENTS OF SKl-RUNNING», авторы У. Р. Рикерс и  И. С. Ричардсон.
Из книги SKI-RUNNING. D. M. M. CRICHTON SOMERVILLE, W. R. RICKMERS, and E. C. RICHARDSON. Dedicated to THE SKI CLUB OF GREAT BRITAIN. Edited by E. C. RICHARDSON. London: HORACE COX, WINDSOR HOUSE, BREAM'S BUILDINGS, E.C. 1905.
archive.org/details/skirunning00rich

Происхождение и история лыж

Происхождение и история лыж (отрывок)
Д.М. Кричтон Сомервиль




Описав кратко историю и происхождение древних лыж, перейдём к заметным достижениям спортсменов и любителей зимних занятий. В сельской, изрядно гористой провинции Телемарк в Норвегии из-за удаленности и плохих дорог лыжи использовали больше, чем в других местах страны. Со временем местные жители обнаружили, что лыжи могут служить развлечениям, а не только повседневным нуждам, и в обычай вошли встречи, на которых устраивали гонки и прыжки с трамплина: таким образом любители спорта осваивали разнообразные склоны холмов.

Постепенно вести об этих соревнованиях распространялись по городам и весям. Те, кто был пристрастен к лыжам и к спорту, стали собираться в Христиании каждую зиму. Сведения об этих фестивалях смехотворные: спуск, как правило, не был ни крутым, ни длинным, участники ехали верхом на длинных шестах вниз по лыжне, и прыгали только лишь на несколько ярдов, если такое можно назвать прыжком.

Такие «гонки» не привлекали особого внимания, и проводились не каждый год. Городские жители мало знали о таком спорте, чтоб оценить его по достоинству, и небольшое, если не сказать жалкое число соревнующихся не вдохновляло широкую публику. Ближе к концу 1870-х однако, благодаря главным образом Лыжному Клубу Христиании — избранное, но малочисленное сообщество — селяне из Телемарка были приглашены посетить столицу. В начале 1879 года лыжное состязание состоялось на склонах холма Хасби, близ Христиании, которые до того посещали лишь двое местных лыжников: они приняли участие наряду с прочими спортсменами в гонках и прыжках. Склоны Хасби считались, по столичным меркам, весьма опасными в пору плотного снега и льдистого наста. Из этих первых лыжников-телемаркинцев нам известны Кнут Олафсен Хауген, Асмунд  Брекке, Свейнунг Сваластога, и «подонки Хенимествед»: Торьюс и Миккель.



Эти соревнования по прыжкам были весьма интересными, хотя отчасти комичными. Каждый лыжник, за исключением телемаркинцев, имел при себе длинный, крепкий посох: от этого, как они думали, зависела их жизнь. Стартовали они с вершины верхом на шестах, как в прежние времена, словно ведьмы на метлах. Согнувшись и неистовыми усилиями сдерживая скорость, они скользили вниз к ужасной платформе или “трамплину”, с которого они должны были взлететь, но через который они, так сказать, только перепрыгивали, и, мягко приземлившись за ним, наконец каким-то образом достигали подошвы склона, благодарные небу за то, что благополучно избежали страшного падения. Но тут появились парни из Телемарка, выпрямившиеся на старте, гибкие, уверенные в себе. У них в руках не было ничего, кроме еловой ветки: они устремились вниз с нарастающей скоростью, пока одним прыжком не оказались в воздухе. 76 футов пространства были преодолены полётом, прежде чем их лыжи с громким шлепком коснулись снега. Ниже был скользкий склон, и они устремились вперед, на равнину, где резко повернули, остановились в облаке снежной пыли, развернувшись лицом к холму, с которого только что скатились! Это было зрелище, которое запомнилось надолго, несмотря на то, что успехи следующих лет затмили это событие.

Эта великолепная демонстрация мастерства жителей Телемарка, разумеется, вызвала большой интерес, изрядно привлекая народ. На их прыжки смотрели, как на одно из чудес света. В последующие годы народ собирался толпами в Христиании издалека, чтобы лицезреть это. Наступило время прилива — глаза городских юнцов широко открывались, глаза тех, кто  долгими зимними днями, в поисках наилучшего занятия, торчал в биллиардных или душных кафе, где семена безделья пускали корни. 

Для мужчин это уж точно было благословение, да и для многих женщин и детей, которые раньше, в краткие зимние дни были обречены на малоподвижность и все её последствия. В то время представительницы прекрасного пола были отстранены общественными нормами от мужских занятий, и суровые главы семейств смотрели искоса на лыжниц. Теперь же все изменилось, и лыжный спорт стал пополняться крепкими мужчинами и стройными женщинами, составляя резкий контраст с прошлым. Те, кто жил «старыми добрыми временами», не понимая прелести свежего воздуха, смолкли и укрылись в своих тесных и тусклых помещениях от жуткого холода и ледяных порывов.

Несколько лет селяне [из Телемарка] держались лучше всех и в гонках и в прыжках. Они были крепконоги, привычны с детства к крутым склонам, могли обогнать всех соперников в любую погоду и на любом снегу. Однако они не видели смысла в регулярных тренировках. Самые настойчивые из горожан постепенно переняли их приёмы, и упорно тренируясь, стали побеждать своих наставников во всём: сперва в прыжках, потом и в гонках на дистанциях.

Не лишним будет остановиться на применении лыж там, где они реально были нужны, в путешествиях по заснеженным землям и льдам. Благодаря лыжам люди смогли вольно бродить, радуясь свежести, прозрачности воздуха, красоте и разнообразию природы, сочетая это с приятным скольжением, вместо однообразного переступания. Скорость ходьбы по целине не такая уж большая в холмах и на равнинах, так как быстрый спуск сменяется трудным подъемом. В гонках, однако, скорости лучших лыжников в хороших условиях достигали 8,5 миль в час на средних дистанциях. Больше всех пробежал Лапп в Йокмоке, Швеция, одолев 137 миль за 21 час и 22 минуты, по относительно ровной лыжне. Это соответствует 6,5 милям в час. Обычным лыжникам или солдатам на лыжах скорости в 5 — 5,5 миль в час покажутся подходящими для их уровня. В 1900-м подразделение норвежской гвардии прошло 125 миль за семь с половиной дней, в среднем по 17,5 миль за день. Это можно рассматривать как хороший темп, учитывая что они несли брезенты в качестве полевых палаток, спальные мешки, провизию, поднимались до 4000 футов над уровнем моря и спускались в долины. Можно заключить, что в итоге отряды на лыжах не быстрее, чем обычная пехота, и единственный выигрыш — движение по глубоким снегам тогда, когда прочие сидят на месте или месят снег снегоступами.

Теперь о прыжках, которые норвежцы освоили первыми на крутых склонах своих холмов. По ходу быстрого спуска они были вынуждены подлетать на метр или два, преодолевая неожиданные  препятствия. Это побуждало лыжников соревноваться, кто прыгнет дальше. В других странах тогда специально не прыгали, и вполне понятно, отчего этот зрелищный спорт быстро стал популярным в Норвегии, затмив все прочие виды, и до сих пор занимает видное место в жизни народа. Чтоб это понять, надо видеть вживую: никакое описание или там фотография не дает представления.

Лучшие прыгуны, это те, кто отдает всю энергию этому виду спорта, и кто соревнуется там, где только можно. Их можно назвать охотниками за призами, хотя ценность наград едва ли компенсирует затраты времени и сил. Они, скорее, занимаются этим из страсти к прыжкам и только: ну разве что ещё ради славы. С той давней поры 1870-х прыжки сильно изменились и ушли вперед по длине, высоте и по отваге спортсменов. Однако, рассматривая весь период, нельзя сказать, что современные достижения превосходят  подвиги телемаркеров прошлого которые, много лет назад,  прыгали [made bounds] на 70 футов и сразу после карабкались наверх, на своих самодельных лыжах с креплениями из лозы, тогда как сейчас соревнуются на специальных лыжах с безопасными креплениями. В связи с этим интересно глянуть на список самых дальних прыжков, после которых еще и бежали дистанцию. Вот рекорды тех, кто устоял на ногах после прыжка:

1879. Torjus Hemmestvedt: Christiania, 76 feet;
1893. Torjus Hemmestvedt: Red Wing, U.S.A.… 103 ft;
1898. Sven Sollid, Cato Aal, Solberg, Christiania, 103¹/²   ft;
1898, Tollef Hemmestvedt (16 years old): Telemarken, 99 ft;
1899. Ashjom Nielsen,  Monten Hausen:  Solberg, Christiania, 107 ft;
1900. Olaf Taudberg: Solberg, Christiania, 116¹/² ft;
1902. Paul Nesjo (18 years old): Trondhjom, 130 ft;
1902. Nils Gjestvang: Modum, 134¹/² ft;
Очевидно, что самый дальний прыжок в 134¹/² фута был превосходным достижением, и мог быть исполнен только с очень крутого холма самым умелым спортсменом.

Автор надеется, что удалось бросить свет на происхождение и историю лыж, а также на их применение, начатое норвежцами, основателями лыжного  спорта.

Перевод на русский отрывка из главы «The Origin and History of Ski.»
Книга SKI-RUNNING. D. M. M. CRICHTON SOMERVILLE, W. R. RICKMERS, and E. C. RICHARDSON. Dedicated to THE SKI CLUB OF GREAT BRITAIN. Edited by E. C. RICHARDSON. London: HORACE COX, WINDSOR HOUSE, BREAM'S BUILDINGS, E.C. 1905.
archive.org/details/skirunning00rich

Человек, возродивший телемарк

Где бы ни затевалась апре-ски болтовня об истоках современного телемарка в США, одно имя всплывает особенно часто. Рика Борковца, лыжника штата Колорадо и бывшего спасателя из Крестед-Батт, нередко называют основателем движения «за свободную пятку» [«free-your-heel», прим.перев.]. Дело в том, что, как и каждый фанат целины, Борковец всегда хотел добраться до нетронутых снегов.


Рик Борковец возвращает эру телеопитеков (1976).

Рик искал способы бороздить целину на своих 215-х с двойным прогибом [«double-cambered 215s»], и универсальность телемарк-снаряги смогла изрядно помочь в поисках свежего снега. Таким норвежским путём вместе с бандой единомышленников Борковец отладил технику катания и довёл свои лыжи спичечной ширины до пределов возможностей, рисуя четкие классические зигзаги в окрестностях своего домашнего местечка Крестед-Батт.

«Думаю, главная наша цель была сделать бэккантри-катание более доступным», — говорит Борковец, — «мы хотели делать всё, что только можно, на одной и той же паре лыж». Многозадачность норвежской техники катания он обнаружил, выздоравливая после травмы в 1971-м.

«Я сломал ногу, гоняя на скорости за Западные Штаты», — вспоминает Борковец. «Это был как раз Новый 1971-й Год. Той же весной я начал ходить по окрестным холмам на беговых лыжах, чтобы восстановиться. Один из друзей сказал: „На этих лыжах можно поворачивать, спускаясь вниз по склону. Поворот называется телемарк, и выглядит как-то так“.»

Борковец увидел старые фотографии из книги норвежского автора Стейна Эриксена, где его отец изображен на лыжах в глубокой разножке. Заинтригованный, Рик начал экспериментировать с разными стойками, смещая давление, чтобы заставить лыжи поворачивать подобным образом. «Я добился, чтобы повороты получались. Это было забавно: на этих тощих старых деревянных лыжах я мог связать повороты и скатиться с холма», — делится Борковец.

Ключом к успеху, говорит он, было распределить вес поровну между лыжами, нацелив верхнюю часть тела в долину, а нижнюю — по курсу. Это и до сих пор ключевые элементы телемарка. «Неожиданно оно оказалось таким естественным, таким удачным», — говорит Рик, — «можно было лететь вниз по склону в любых снежных условиях. Это была реальная, практичная лыжная техника, а не просто картинка из старых книг».

С тех пор и до сего дня телемаркеры прошли полный виток спирали: назад к истокам и вперед к новым достижениям. С новизной в дизайне и в материалах, с техникой, отточенной новой альпийской школой, телемаркеры действительно могут ходить и кататься по любым склонам. Борковец признает, что он был лишь частью общего движения, заново открывающего лыжную технику телемарка.

Телемарк — «утраченный» способ поворота?


Да, но как же телемарк был утрачен и зачем его заново открывать? Чтобы понять роль Борковца и его соратников в этом деле, надо вернуться назад, далеко назад — более чем на сто лет. Большая часть истории известна: это роль Сондре Норхейма в изобретении телемарк-поворота, названного так по имени горной норвежской провинции, где жил этот фермер и лыжник. Многие уверены, что это именно он придумал современные горные лыжи.


Борковец демонстрирует шест и лыжи эпохи Плейстоцена.

Норхейм, катаясь по горам, делал это на двух длинных, прямых и тяжелых лыжинах того времени. Он понимал, что нужно больше контроля и маневренности, как было потом отражено Лу Доусоном в книге «Дикий Снег» [книга 90-х годов]. Норхейм начал экспериментировать и сделал себе лыжи покороче, с боковыми вырезами. В качестве крепления он приладил жгуты из скрученных ивовых прутьев, охватывающие перед и задник ботинка. Различная стыковка этих жгутов позволяла пробовать разные виды поворота. В дополнение к низкому коленопреклонению, Норхейм улучшил и технику поворота без разножки, стоя на лыжах почти в полный рост. Это была «христиания», предтеча современного «параллельного» поворота. Норхейм также применял уверенную стойку в разножке для приземления после прыжков. С низким центром тяжести и с хорошим контролем наклона вперед-назад телемарк-стойка работала как на крутых склонах с быстрыми проездами и подлетами, так и в большинстве прочих условий.

Однако, когда в первой половине 20-го века лыжный спорт стал для многих коммерческим занятием, он формировался в значительной мере кучкой авторитарных инструкторов в Альпах, которые предпочитали новый стиль поворотов «арльберг», предшествующий современному параллельному повороту. Мемуары Джона Б.Аллена «От лыжного спорта к лыжам» свидетельствуют, что инструкторы Ганса Шнейдера всячески старались искоренить телемарк-поворот. Они гонялись за студентами и лупили палками по ногам тех, кто, поворачивая плугом, осмеливался поднимать ногу. «Любой, кого ловили на телемарк-повороте, рассматривался как преступник», — вспоминала Вильгельмина Райт из аппалачского горного клуба после каникул в Австрии.
Новое альпийское снаряжение позволяло переводить лыжи через линию уклона без особых смещений нагрузки и без деликатных движений тела вперед-назад, которые помогали телемаркерам прокладывать курс сквозь глубокие снега по сложным склонам, выставляя одну лыжу далеко вперед, будто нос корабля викингов. Вскоре телемарк остался лишь в приземлениях с трамплина и в скандинавских лыжных центрах.

Путь к богу



Борковец родился он в 1949,  последним из четырёх братьев в юго-западном предместье Чикаго — Риверсайде. Своё пристрастие к лыжам он помнит с самых ранних лет. «Мой отец был лыжный маньяк. Он хотел бы родиться в горах» — говорит Рик. Борковец поехал учиться на запад на грани турбулентных 60-х.


Рик Борковец

Он участвовал в горнолыжных соревнованиях за Западные штаты, от колледжа Ганнисон, Колорадо, под руководством Свена Уика. Начал также прыгать с трамплина, затем приехал в Крестед-Батт и поступил в лыжный патруль, обходя на своих тощих лыжах отдаленные уголки горнолыжного района. Однако даже когда он увлекся телемарком, он говорил, что другая, духовная сторона жизни тоже представляла интерес.

«Я избежал призыва, потому что сломал ногу. Тогда я начал смотреть в сторону религии, читать библию и ходить в церковь,» — говорит он. — «Это был поиск чего-то осмысленного. В то время мне было 23 и я чувствовал, что в жизни есть что-то большее, чем секс, наркотики и рок-н-ролл».

Борковец вспоминает, что проводить дни в природном храме гор Илк было частью его духовного постижения, рядом с наглядными свидетельствами великого созидания. «Быть в храме, который сам Господь воздвиг, воодушевляло. Я мог видеть труды Создателя наяву, и был восхищён. Я убеждён, что великий созидатель всё еще где-то здесь, в горах.»

Борковец говорит, что история его участия в современном возрождении телемарка не будет полной без этих внутренних переживаний. «Я чувствовал это как часть моего призвания, распространять телемарк в 70е и 80е, будто миссионер — христианскую веру. Думаю, это важно в современном мире, со всем его сумасшествием, учить людей быть ближе к богу, пусть и разными способами», — утверждает он.

Эволюция



Кроме церковных занятий, Борковец сочинил ряд учебных статей по телемарку, катался для национальных лыжных журналов и работал с производителями лыж, доводя дизайн быстро прогрессирующего снаряжения. В 1977-м он организовал школу телемарк-лыж [Nordic skis] и службу проводников, что позволило ему привить телемарк [Nordic elements] к растущему тренду на бэккантри-походы по Скалистым горам.


Борковец и сыновья

Годом позже наступила пора, которую он вспоминает, как сказку: он женился в Крестед-Батт на давней возлюбленной. «Я влюбился в девушку, уезжая в западные штаты… Это было воплощение грёз. Мы купили дом, и, поджидая три года наших детишек, перетаскали тонны снаряги и припасов по горам в наших рюзаках, изъездили сотни миль на лошадях», — вспоминает Рик.

Борковец с грустью признаётся, что развод через 11 лет был неожиданным окончанием этого волшебного времени. Он благодарен своей бывшей, особенно за двух сыновей — Джесси 22-х лет и Джордана 16-ти: оба проводят каждое лето с ним в Аспене. «В этом 2001-м году был наш первый сезон охоты с луком: бесценный опыт для для младшего. Такое нас троих особенно сближает», — говорит Рик, вспоминая кристальную прозрачность осенних дней на холмах, покрытых золотом осин.

Где-то на этом пути, признается Борковец, он растерял былую страсть совершенствоваться в лыжах. В 1985-м он взялся за работу с персоналом по своему лыжному району. «Я понял, что хочу кататься лишь иногда для развлечения, не для работы каждый день», — говорит он.

Борковец и сейчас работает в департаменте занятости Аспена, отвечая по телефону из офиса, который смотрит на горы Смаглер и Ред, на потрясающую панораму высокогорья Колорадо. «Я иногда одолеваю на лыжах парочку вершин», — признаётся он. — «до сих пор держу под рукой старые кожаные телеботы и трипин-крепы». Признаётся, что не чурается и нового снаряжения из какого-то там возмущенного пристрастия к старине, просто не видит смысла в погоне за новизной. Однако он еще собирается накрутить поворотов на свежих универсальных лыжах средней ширины, планируя обновить свою снарягу после обучения телемарку лыжников в школе Аспена: его повторный дебют как учителя. «Я рад быть в горах и поработать волонтером, если надо», — говорит он, вспоминая годы работы по подготовке соревнований.

Однако горные походы всё еще манят, и Борковец делится, что он счастлив жить в одном из лучших мест для этого в Скалистых Горах, с классическими маршрутами по высоким перевалам, с альпийскими вылазками на зубастые гребни Илкс, но что он выдаст свои тайные места только своим напарникам. «Пространство отсюда до Крестед-Батт — это лыжный рай. Я люблю его,» — говорит он, — «до Игл еще довольно полого, но идите сквозь Илкс и дальше, там везде сногсшибательно».

Автор Боб Бервин, 2001
Перевод с английского текста earnyourturns.com/25952/profile-rick-borkovec/

История катания на лыжах стилем телемарк. Арно Клиен


Сондре Норхейм (1825 — 1897) из области Телемарк в Норвегии внес значительный вклад в развитие лыжного спорта. На его креплениях появился задник из скрученных ивовых прутьев, который плотно притягивал стопу к передку. Кроме того, на его лыжах появились боковые вырезы в полтора сантиметра, чтобы защитить ивовую «пружину» от истирания. Такая конструкция позволила лыжам лучше пружинить после прыжка и на выходе из дуги. По сути, так родился поворот на лыжах! Кроме того, Сондре Норхейм пропагандировал прыжки и исполнение поворотов ради удовольствия. Он сам выполнял трюки на лыжах, а также участвовал в гонках.

Фритьоф Нансен (1861-1930), яркая личность своего времени, стал широко известен благодаря своей экспедиции по Гренландии в 1888/89 годах, которую он описал в книге «На лыжах через Гренландию». Эта книга вызвала лыжный бум в Центральной Европе, который вскоре распространился по всему миру.

Однако еще до всего этого норвежские эмигранты, ловившие удачу в золотой лихорадке 1850-х годов в Австралии и в Америке, привезли с собой лыжи. Конечно, они крепились к ботинкам так, что пятка оставалась свободной…

Уже в ту пору проводили гонки четверок в стиле кросса, гонки через ворота, с 1853 года даже был первый профессиональный лыжный цирк. Были, разумеется, и проезды на скорость, где лыжники достигали ста километров в час.



Известно, что первыми, кто привез свои лыжи в Америку, были в 1841 году иммигранты Гуллик Кнудсен и братья Оле и Анстен Наттестад из Нумедала, Норвегия. Позже Торстен Рай, более известный как Снегоступ Томсон, стал легендой лыжного спорта. Зимой он перевозил мешки с почтой на лыжах через Сьерра-Неваду. Поэтому не удивительно, что телемарковые лыжи вернулись из Америки обратно в Европу, особенно в Центральную. В Скандинавии, при этом, катание на лыжах продолжало существовать как вид спорта, но важную роль стали играть беговые лыжи.

Возрождение Телемарка началось примерно так: десятилетний американец Рик Борковец катался с горы на лыжах со своим отцом. Он увидел юношу, который исполнял на склоне странные дуги, очень сильно сгибая колени поочередно. Рик подумал, что это забавно, и спросил отца, что это такое. Отец ответил, что это, наверное, поворот телемарк, который, впрочем, оба видели впервые. Позже, когда Рик вырос и переехал в Крестед-Бьютт, он получил травму во время горнолыжных соревнований. Чтобы восстановить здоровье, он перешел с горных на беговые лыжи. Рик и его друзья пересекли на этих лыжах весь район, а также спускались на них с гор, переходя, например, из Огайо-Крик в Милл-Крик и Касл-Крик. Они экспериментировали с положением тела и распределением веса и вскоре могли не только подниматься на камусах, но и спускаться по склонам гор в этом же «беговом» снаряжении.

Рик и его товарищи просмотрели лыжную литературу и нашли то, что искали, в книге Штейна Эриксена 1966 года «Пойдем со мной на лыжах».



На странице 20 они обнаружили старую фотографию его отца Мариуса, сделанную в 1907 году, который без шеста делает красивый поворот телемарк. Это была весна 1971 года. Рик Борковец тогда работал в лыжном патруле в Крестед-Бьютте, штат Колорадо, окруженном высокими горами. Они пытались сбивать лавины старой военной пушкой, но это было очень неточно. Позже он и его товарищи сочли, что лучше устанавливать заряды самостоятельно, используя свое походное лыжное снаряжение для подъема в горы. Рик связался с лыжными компаниями по поводу установки металлических кантов на беговые лыжи. В феврале 1976 года он написал первую телемарк-статью в журнале Skiing.

Что интересно, именно по этим склонам сто лет назад скользил легендарный почтальон Эл Джонсон. Таким образом группа любителей вошла в историю лыж. Все они были преданы катанию с гор  со свободной пяткой. Вокруг Рика Борковца собрались такие люди, как Даф Баззелл, Крейг Холл, Грег Долби, Джек Марсиал и другие. В то время телемарк был практически запрещен на многих курортах, даже в таких районах, как бассейн Арапахо или Аспен. Так Крестед-Бьютт стал центром современного катания старинным стилем телемарк.

Двое других американцев также оказали большое влияние своими книгами: Стив Барнетт («Скоростной спуск по пересеченной местности», 1978) и Нед Джилетт.

Как недавно выяснилось, некоторые люди катались на телемарк-лыжах  в Европе еще в 1979 году, на обычных тогда походных или беговых лыжах с металлическими кантами, потому что основательные крепления для равнинных лыж, которые все еще были распространены в Европе, позволяли создавать давление на заднюю ногу. Об этом сообщили Джон Фолкинер и Марк Шапиро. С переходом на облегченные системы крепления в беговых лыжах в начале 1980-х годов, такие как Salomon и Tyrolia, поворот телемарк стал невозможен из-за слишком мягкой обуви, и практически исчез со скандинавской сцены. Однако шансы телемарка на возрождение увеличились благодаря адаптированным для кросс-кантри штырьковым креплениям от Rottefella, Chuinard и Villom.

Международная встреча по подготовке лыжных инструкторов по телемарку собрала тогдашнее сообщество в Ховден-Хемседален в 1982 году, в том числе Хасинто Вердагера из Испании/Андорры, 15 участников из 8 стран, троих даже из Японии, в их числе Сусуму Сугияма. Австрию  представляли Франц Хартвегер, Эрих Фишер и Людвиг Тенгг.



В 1980 году профессиональные лыжные инструкторы Америки (PSIA) сформировали демонстрационную команду под общим руководством Дона Портмана и Эрика Сэнфорда. Команда впервые продемонстрировала всему миру современную технику телемарка и методику ее обучения на Конгрессе Интерски в Сесто/Пустертале (Италия), в 1983 году. На Конгрессе Интерски в 1991 году в Санкт-Антоне (Австрия) мы, австрийцы, тоже показали телемарк. Широко известна демонстрация открытия в Нодзава-Онсене (Япония) в 1995 году. Многие страны уже имели телемаркеров в своих командах, начиная с Конгресса Интерски в Бейтостолене (Норвегия, 1999). После телемарка на Интерски Пхенчхан (Корея, 2007) прошли соответствующие лекции и мастер-классы.

Зимой 1983 года в феврале и марте канадец Пэт Морроу, альпинист-экстремал («Семь вершин»), фотограф и кинорежиссер, совершил поездку по Альпам с командой продвижения Карху, чтобы начать возрождение телемарка. Они были в Андерматте, Шамони, Венгене, Давосе, а также останавливались в феврале 1983 года в Китцбюэле, в Инсбруке и Кортине. Впервые «Верхний маршрут» был пройден на лыжах телемарк! В его съемочную группу входили представитель и менеджер группы Karhu Аллен Слэйд, Мартин Уильямс, Брайан Финни и оператор Роджер Вернон, а также Барт Робинсон, Морин Гаррити и Лори Энн Спид. В Вербье они встретились с группой из Джона Фолкинера и Эйса Квейла, Марка Шапиро, Крейга Хессе, Шона Макнамары, Тома Дэя и Майка Пауэрса, и заинтересовали их телемарком, для чего подарили кое-какое оборудование. Вместе с двумя учителями из Швеции в Вербье было около 10 фанатичных лыжников-телемаркеров, что сделало это место одной из первых горячих точек Европы. Позже присоединился к ним калифорниец Боб Мазарей.



В том же году я, Арно Клиен, увидел на австрийском телевидении отрывки из рекламного фильма Карху «Свобода пяток». Можно было видеть гармоничные взлеты и приземления, изящный пошаговый спуск на лыжах… На меня это произвело глубокое, чудесное впечатление, фантастическое! Я решил внедрить телемарк в свои летние лыжные лагеря в Капруне/Китцштайнхорне, и с тех пор этот вирус не отпускает меня.

Сначала нам нужно было раздобыть лыжи. Это было сравнительно легко, поскольку компания BLIZZARD, с которой я сотрудничал с момента моего пребывания в Японии в 1964-м, производила телемарк-лыжи для Норвегии. Sport-Bründl, наш местный партнер, занимался преобразованием креплений на беговых лыжах со стандарта 75 на более новые. Мы, мой друг Ади Мюлльнер и я, выбрали из кучи старых кроссовок LL самые высокие и жесткие, а Манфред Гшайдер из Sport-Schuster в Мюнхене принес нам трехштырьковые крепления Rottefella. Личный опыт с этим всем был отдельной главой. В те времена другого телемаркера, кроме этого швейцарца, мы не видели… Даже в 1987 году Боб Мазарей ни с кем не встретился в Инсбруке, Санкт-Антоне, Санкт-Морице, Церматте или Шамони! В Италии первыми фрихиллерами были Джорджио Дайдола, Лука далла Пальма, Лука Гаспарини и Дамиано Бормолини. В Германии это были пионеры Харро Мульцер и Петер Линдеке.

Однако официальные инстанции определили телемарк, который стал чаще встречаться в 1981 году, как «самую опасную технику», а в 1983 году пригрозили руководителю группы преподавателей северных стран Карлу Булю и всем инструкторам исключением, если они будут преподавать телемарк.

В Швейцарии первый лыжный клуб «Телемарк» был основан в Энгельберге в 1985 году. Многие из телемаркеров Европы пришли из лагеря фристайла и искали что-то новое. Мы начали в Австрии с Манфредом Гшайдером, Петером Ганглом и некоторыми друзьями в сезоне 1983/84. Своим фильмом «Телемарк Блюз» (1986) Манфред Гшайдер установил веху в кинематографе Европы. В 1989 году в Австрии в Санкт-Антоне-ам-Арльберге прошел чемпионат мира по телемарку, в котором мне довелось принять участие. Чемпионат был третьим после Хемседала в 1987 году и Сен-Жерве в 1988 году.

Лыжи тогда были очень узкими: в самом широком месте не шире 73 мм, с радиусами стабильно более 100 м, как у походных или беговых лыж. Туфли изготовлены из кожи с усилением из стекловолокна в области лодыжки и обычно со стальными застежками.

В 1999 году 1-й Международный лыжный коллоквиум (ISK) прошел в Хинтертуксе. Академия Телемарка Арно Клиена была созвана для обсуждения методов преподавания с представителями соседних стран.

Сегодня катание на лыжах со свободной пяткой занимает постоянное место в зимних видах спорта среди начинающих, фрирайдеров, скитуристов, в качестве тренировочного инструмента для горнолыжников, а также в подготовке лыжных инструкторов и спасателей. Некоторые молодые люди открыли для себя телемарк и уверены, что это круто…

Многочисленные мероприятия оживляют пространство, такие как фестиваль Телемарка в Штубае, FreeHeelGames в Гаргеллене, Skieda/FreeHeelFest в Ливиньо и многие другие. Есть соревнования по телекроссу и фристайлу.

Перевод с немецкого, оригинал здесь www.telemark-austria.at/historien/

Три крепления 3-пин для телемарка



Случайно собрались вместе три вида этих креп, ну и возник соблазн сочинить сравнение. По форме/дизайну таких креплений двое, две разных фирмы их выпускают. Сами изобретатели стандарта норвежцы из Rottefella, и американцы Voile. Беговые виды озирать не буду, хоть многие для телемарка годятся, но с нюансами и ограниченно. Про телемарковые сами изготовители тоже пишут: «скорее для ходьбы, чем для поворотов». Ходить в них и правда удобно, а повороты выполнять, впрочем, тоже несложно на ровном покрытии и небольшой скорости. Материал скобы везде люминь, дужки — сталь, однако в чем разница?

Итак,

Rottefella Supertelemark
— крепление в наших палестинах известное.


Вес одного 166 г; толщина скобы 2,7 мм; дужки 1,6 мм

Ходить и правда удобнее некуда: в скобе ботинок ходит свободно, не скрипит и не клинит. На плотном снегу повороты вполне посильны, на льду уже только плугом. Доводилось забираться в них довольно высоко, с кайтом тоже, и ощущения, надо признать ниже среднего. Но это, наверно, о всех трехпинах можно сказать. Вставлять ботинок 75 мм легко, может даже слишком: бот слегка уходит вперед, и стоит точно нащупать пины, прежде чем застегивать. Из минусов — при долгом взаимодействии с пластиковым ботинком ломается дужка. Также со временем могут раскачиваться пины, но их несложно укрепить, слегка накернить, например. Впрочем, мне не приходилось долго юзать войле 3 пин, может у всех это слабое место?



Voile 3pin


Вес 161 г, толщина скобы 2,7 мм, дужки 1,7 мм.

Мне они достались «от американцев» уже в заслуженном виде. Дужка цела, не треснута, хоть краска побита на сгибах у отверстий: видно, что здесь чуть гнется. Ботинок вставляется плотно, сразу попадая на пины. В ходьбе, катании не отличаются от роттефелл.

Voile HD Mountaineer



Вес 187 г, толщина скобы 2,7 мм, дужки 1,8 мм.

Достались новые, еще не пробовал, и как живут они, не знаю. Однако, если считать самым узким местом дужку, то здесь она самая толстая из трех вариантов креп. По форме, впрочем, это в точности старое Voile 3pin.

Интересно сравнить, как выглядят Войле и Роттефеллы уже с ботинком. Наглядно, что в первых ботинок вставляется дальше под дужку, и как следствие, сидит плотнее. По ощущению это так, в роттефеллах ботинок слегка болтается (может по причине разношенности, но вряд ли). Скорее, дужка войль чуть шире в сторону ботинка, и держит утиный нос плотнее. Для ходьбы это хуже, для поворотов лучше, но лишь теоретически. На склоне мне разницу в ведении заметить не удалось.

Общее слово о катании — все трипины схожи, гармонично идут и катят с кожаным ботинком. Я даже разницы с высоким или там низким ботом не понял, как-то оно не влияет (ходил-катался на фишерах 875, криспи нордланд и свартизен). Короче, да здравствует трипин, или, по-нашему — три штырька! Но и не к черту и всё остальное: всему время и место ,)

Последние 75мм ботинки: Crispi XP супротив CXA

Оба ботинка трехклипсовые, но довольно разные. CXA относил пару лет, XP недавно приобрел, один день на горке потестил. Оказались пожестче, но надо привыкнуть и пока не о том, а больше о внешности и геометриях. Новые явно выше, и сами и внутренники. Рассматривал это все в моем размере 27,5 (рус 42).


При этом коробочка-мыльница стала тяжелее на 90 г, а внутренник наоборот, легче аж на 200 грамм: он, разумеется, термоформируемый, но принципиально другой по конструкции, внутри что-то навроде плотной EVA. Размер ботинок примерно одинаковый по ощущению на ноге, «колодка» похожа, но внешне различия есть. Новый внутренник кажется более длинным. При этом коробочка прежних CXA рассчитана на 260-280 размеры, XP — на 255-275, так на них выдавлено.



Внимательно рассмотрел новье снаружи и внутри. ХР сделаны может и правильно, но отделка халтурная. Много заусениц по краю пластика, и главное, внутри целые зубья торчат. Могут драть внутренник, когда вынимаешь, оттого поработал напильником.


То же можно сказать не только о литье, но и о шитье — нитки махрятся и даже вытягиваются, край внутренней окантовки даже не оплавлен, размахрен изначально, и это безобразие прикрыто зачем-то липучкой. Недоделки, впрочем, легко устраняются зажигалкой и мягким клеем, оттого даже фоткать не стал.

Наружный новый яркий пластик весьма эластичный, но увы, заметно мягче прежнего: за полдня катания передняя скоба заметно погрызла утиный нос с одной стороны. На прежних CXA (да и на Т4) после многих сезонов это же место выглядит получше. Возникла мысль как-то скруглить скобы, и может защитить эти стремные места, но это на межсезонье ')


Высокий новый внутренник, как можно заметить по фотографиям, имеет довольно жесткий передний край, усиленный тесьмой, и именно на него приходится давление при теле-экзерцициях. Зачем так придумали, непонятно. Из-за этого откатать весь день не смог, только пару часов. Возникла идея вставить старые, мягкие внутренники, что и сделал. Попробую в следующий раз такую пенсионерскую комбинацию ,)

Об ощущениях на горке будет еще.

ПРОДАНЫ ботинки телемарк Crispi CXA Lady, размер 25,5

Ботинки горнолыжные телемарк Crispi CXA Lady, размер 25,5 (euro 6, usa 8), непользованные, «из коробки». Внутренник по стельке 25,5 см. Стандарта крепления 75 мм. 10000 р.
При желании есть к ним телемарк крепления Voile Hardwire, и лыжи найдутся, но пока что ботинки продаются отдельно.

Продаются лыжи PLUSMINUS RATTLESNAKE Крепления: Voile VP2 8000 р. в Москве.

Телемарк-комплект лыжи/крепы, всё отличном состоянии, крепления малопользованные да и лыжи тоже.
Лыжи: PLUSMINUS RATTLESNAKE Австрия, довольно легкие, плоские. Длина 178, ширина в талии 85, геометрия скромная. Крепления: Voile VPII, Large: размер в крепах от 275 и больше (может, до 270 удастся затянуть).
Цена 8000 р. В Москве.






Ботинки "Lundhag skomakarna"

Привет всем. Никто случайно не знает что за ботинки «Lundhag skomakarna»?
Кожаные давно ищу, предлагают.

Я понимаю что кожа и теле, и сам может пощупаю, но отзывы интересуют, как и любые соображения.