Рабочая лошадка Crispi XR




Опубликовано: 24.02.2010 | Автор: Nomad| Рубрика: Ботинки

Три года назад я написал отчет о ботинках верхнего уровня 2007 года Crispi CXR. Ботинки были доставлены в Москву и обкатаны в течение одного сезона после чего были благополучно приобретены местным кировским гидом – Николаем Сениным. Ботинки не понравились по причине недоработки как конструктивных так и технологических работ.
Все это время проблем с тренировками и обучением не возникало – спасали ситуацию Scarpa T:Race – ботинки с уровнем жесткости примерно 90-100. Но настало время осознать что T:Race за 5 лет эксплуатации согласно инструкции прилагаемой к ним выработали свой ресурс. Пришлось подшивать внутренний термоформируемый сапожок. Надо сказать что сапожок Scarpa достаточно плотно обхватывает стопу и голень но ввиду того что он термоформируемый то передача усилий к лыжам теряется из за его мягкости в неподходящий момент. Были проведены поиски и выяснилось что топовые ботинки для соревнований стоят в диапазоне 20-25 т.р. Но оказалось что наши партнеры (Mount.RU) продают данное оборудование по нормальным ценам 2007 года. Фактически в прайс листе я нашел и надежные Crispi CXP и мягкие CXA – но меня заинтересовала новая топовая модель Сrispi XR. Учитывая что в наличии была модель с обычным сапожком который лучше чем термоформируемый то я заинтересовался данной моделью и привожу отчет о тестировании XP.  
Гармошка
Вспоминая прошлое могу сказать, что первая нормальная пластиковая модель ботинок в которых я начинал кататься была Crispi CXP синего цвета, но поскольку агрессивныйо норвежский стиль требовал жесткости пришлось продать ее и приобрести более жесткую рейсинговую модель 2007 года Crispi СXR. И тут я прогадал – в модели телемарк ботинка Crispi CXR конструкция гармошки являлась одной из причин неудобства при катании – она давила на пальцы ног при сгибании ботинка. Пришлось расстаться с данной моделью поскольку даже для проката она не годилась: 8 из 10 учеников жаловались на давление гармошки на пальцы ног. В новой модели Crispi XR гармошка ботинка совершенно другая – она отличается по форме и имеет серенький офисный цвет. Катании с ней стало более комфортным и интереснее. Я бы даже сказал что гармошка ведет себя лучше чем в Scarpa T:Race: по своему поведению при сгибании ноги в области плюсны. Усилия при сгибании ботинка нужно прикладывать только в начале поворота и сгтбания задней ноги – усилия достаточно большего чем в Scarpa T:Race, а после того как ботинок прогнулся в гармошке мягко проваливаемся в низкую стойку. В начальной фазе поворота это способствует катанию поскольку жесткость гармошки адекватна усилиям при ведении поворота – в начале поворота нужно прикладывать большее давление на переднюю ногу а потом вес распределяется больше на заднюю и получается «кивок» вниз коленом к лыже на задней ноге. Если бы гармошка прогибалась бы сразу как в известных мне ботинках Scarpa T2x, Scarpa T:Race, Garmont Synergy, Crispi CXA/CXP/CXR с одинаковым усилием то импульс давления на лыжу гасился бы постепенно – там величина усилия прикладываемого для сгибания гармошки одинакова. В карвинговых поворотах данное свойство гармошки Crispi XR очень помогает – начальная жесткость и сопротивление гармошки позволяет лучше контролировать заднюю лыжу в начале поворота – лучше чем даже на Scarpa T:Race. Поэтому я бы рекомендовал модель Crispi XR для слалома и активного карвинга достаточно опытным телемаркерам. А вот Scarpa T:Race с ее равномерной жесткостью гармошки решил оставить для фрирайда и рекомендовал бы для катания в целине. В прошедшей школе норвежского телемарка 2010 года в Кировске один из учеников – Павел катался в ботинках новой модели Crispi XP – эта модель изменила цвет и гармошку, цвет стал сереньким, жесткость ботинка и гармошки увеличилась. Мною было рекомендовано Павлу переставить бегунки на креплениях HammerHead c третьей на четвертую позицию. Данный акт увеличения активности крепления привел к тому Павел стал лучше прогибать задний ботинок в области плюсны и загрузка задней лыжи стала адекватной.
Внутренний сапожок
В предыдущей модели рейсинговых ботинок Crispi CXR было рдостаточно много недостатков к термофармируемому сапожку, который по качеству исполнения был не на высоте. Взять хотя бы верхний ремешок который крепился к сапожку а не заднему пластику ботинка. В новой версии XR ремешок стал шире и крепится к высокой задней стенке ботинка которая к тому же имеет усиление в области голеностопа. Это было очень важно поскольку в норвежском телемарке давление при катании осуществляется на задник ботинка передней ноги а не на язык сапожка. Новую модель я решил брать с классическим сапожком чтобы приобрести лучший контроль при катании в ущерб комфорту. Новая модель XR выпускается и с обычным классическим сапожком и с термоформируемым – обе версии есть в наличии на складе компании Mount.RU. Первые дни катания в XR с обычным сапожком а следовательно и более жестком исполнении напомнили мне катание в спортивной модели ботинок Lange – тот же контроль и та же необходимость расстегивать клипсы на подъемнике. Но на второй день катания сапожок уже был как родной и клипсы не пришлось расстегивать. Обычный сапожок тем хорош что он не меняент своей формы со временем как это получается с термофорируемым сапожком. В термоформируемом сапоже старой модели голень фиксировалась недостаточно прочно что приводило к кровавым мозолям. Уж очень специфичная должна быть форма ноги чтобы не вызвать раздражение кожи в области языка ботинка. Также за шесть лет катания в Scarpa T:Race я стал замечать что независимо от затяжки клипс нога всегда со временем начинала немного ходить – это свойство термоформируемого сапожка – он сминается со временем неважно какой фирмы Scarpa или Crispi. Обычные классические сапожки сохраняются лучше и при этом дают лучший контроль на задней ноге – дело в том что при сгибании язычок заднего ботинка (как имеющий большую жесткость) позволяе активнее загружать лыжу в отличие от накрываемых друг другом половинок в термоформируемом сапожке. Об этом говорил и Дмитрий Сидорович – контроль давления на язык задней ноги так же важен как на задник передний, при этом сам гуру катается в Scarpa T1 с классическим сапожком на шнурках. Поддержка ахиллесова сухожилия в новом сапожке отличная – нет давления на само сухожилие – на сапожке сделана высокая накладка которая придает жесткость в этой области задника ботинка. Хочется сказать о том что изменилась в лучшую сторону и колодка новой модели Crsipi XR – она стала уже чем в предыдущей модели CXR но чуть больше чем в Scarpa T:Race – это позволило лучше ставить стопу в ботинке – ровнее. Я могу сказать что данная колодка полностью идентична колодке известного телеботинка Synergy фирмы Garmont.
Внешний сапожок
Новая модель XR имеет иной окрас – цвета зрелого подсолнуха который красиво смотрится вблизи. Пластик ботинка стал жестче чем в предыдущей модели, при морозе в 20 градусов он не меняет своей жесткости в отличие от старых добрых, синего цвета горнолыжных спортивных Lange. Появилась лучшая защита гармошки ботинка – теперь внутренними кантами достаточно трудно задеть гармошку ботинка. На это жаловались все ученики норвежского телемарка, даже производилась замена ботинок. В новой версии XR осталась функция регулировки кантинга. Переключатель ходьба-катание дает большую амплитуду при ходьбе – ботинок XR сгибается в верхней части на 10 градусов больше чем в предыдущей модели. Как я уже говорил – усиление жесткости ботинка достигается самой конструкцией сапожка и наслоением пластика черного цвета около гармошки. В предыдущей модели CXR усиление в области стопы было сделано охватом полупрозрачным пластиком дымчатого цвета, который плавно охватывал внешний сапожок. Но конструктивно толку от этого было мало поскольку пластик имел площадь охвата меньшую чем требовалось и толщина пластика была в месте соединения недостаточной и защиту гармошки он не обеспечивал. При сгибании ботинка этот внешний усилитель деформировался и происходил люфт внешнего сапожка – он перемешался в этой декоративной накладке. Та же самая конструкция усилителя жесткости есть и у конкурентов в T:Race но там не заметно чтобы внешний сапожок имел люфт в усилителе – он там схвачен тремя болтами и площадь усилителя там намного больше и усилитель частично выполняет функцию защиты гармошки от внутренних кантов лыж.
 
В новых ботинках усилитель – это пластик ботинка и огромная накладка рядом с гармошкой. Подошва новой модели ботинка XR выполнена из материала который не скользит по снегу и ледяной поверхности – если в предыдущей модели из Vibram резины покрывался только носок и пятка ботинка то теперь вся подошва покрыта водоотталкивающим материалом собственной разработки Crispi. Как и раньше встегиваться в крепления удобно не отряхивая их от снега которого и нет. Ботинок XR имеет четыре микрорегулируемые клипсы – причем самую нижнюю клипсу перевернули на 180 градусов – теперь она открывается сверху что очень удобно если нужно расстегнуть ботинок в снегу. Количество клипс больше на 1 штучку – в верхней части ботинка их 2 а не одна как в T:Race. Затяжка клипс теперь происходит проще – не нужно как в CXR подгонять пластик язычка на которой крепятся клипсы одна под другую – теперь площадь пластика стала больше. Как я уже говорил: колодка ботинка теперь изменилась поэтому он рассчитан на среднюю стопу – предыдущая модель была рассчитана на широкую стопу. Охват стопы в ботинке идеальный – требуется один день чтобы привыкнуть к внутреннему сапожку – он достаточно жесткий. С внешней стороны подъем стопы фиксируется клипсой с пластиковым ремешком – но клипса фиксируется и дополнительно в закрытой позиции – при защелкивании нужно прикладывать усилие и вы услышите щелчок говорящий о том что вы застегнули ее. Это очень важно поскольку данный пластиковый ремешок является наиболее часто ломающейся деталью как в ботинках Crispi так и в Scarpa – при расстегивании средней клипсы пластиковый ремешок может задеть за заструги или кусты деревьев. Катание в Кировске часто богато такими сюрпризами, когда на склонах горы невидимые отростки или корни кустарника под снегом при смене ног в повороте задевают за клипсы. Итак, нижняя и средняя клипса ботинка XR была избавлена от недостатков приводящих к расстегивания клипс в большинстве ботинок – я помню что когда Сергей Соколов порвал средний пластиковый ремешок Scarpa T:Race, ну а время ожидания новой поставки было тогда было равно месяцу. Внешний ботинок XR стал выше чем в модели CXR – это дает дополнительный контроль при прохождении трассы слалома. Даже поставив рядом конкурентов в одной нише – модели XR и T:Race было видно что первая модель выше. Это привело к тому, что после первой недели катания непривычно болела нижняя часть икр: это нормально ведь здесь жесткий сапожок ограничивает сгиб сапожка в моменты загрузки лыж.
Недостатки
Обнаружен только один недостаток – в новую модель XR вставляют ту же стельку что и в предыдущей – а она сминается при одевании. На катание данный факт влияния не оказывает: подъем стопы и ее поддержка осуществляется ступинатором внутреннего сапожка. Решается проблема покупкой стелькой от трекинговых ботинок или что греха таить стелькой для горнолыжных ботинок Lange. В перспективе я думаю заменить стельку на обогреваемую на аккумуляторах – ее стоимость составляет 1500 рублей без учета аккумуляторного блока.
Катание
Данная модель ботинка идеально подходит для карвинга и спортивного телемарка: легкость при катании и жесткость ботинка дают хороший контроль для закантовке лыж. Но тем не менее есть и успешные отзывы о применении данного ботинка в бэккантри.
 
Свойства гармошки – когда он вначале она «сопротивляется» продавливанию помогает при смене ног сохранять контроль над задней ногой – получались повороты прыжки с меньшим усилием чем раньше в ботинках Scarpa T:Race. В прошедшей школе телемарка в январе 2010 года универсальная модель нового сезона Crispi XP имела такую же гармошку как и в XR – ее действительно было трудно продавить вначале. Но несмотря на жесткость ботинка катание в нем оставляет удивительное ощущение легкости – я бы даже назвал что катание карвинговыми резаными дугами намного легче чем в T:Race, Одной из причин этого является конструкция ботинка: – усиление в области задника – три слоя пластика под клипсами – усиление торсионной жесткости и защита гармошки – спортивный сапожок, хорошо передающий усилия к мыльнице В итоге четкая передача импульсов к лыже давала ощущение легкости и менее затратныого катания в Crispi XR. Мне также пришлось сделать выводы о том, что в моей технике нужны корректировки. Эти нюансы не были видны при катании в ботинках конкурентов Scarpa T:Race, поскольку они менее требовательны к технике катания. Собрав за неделю катания по подготовленным склонам привожу все что касается баланса и смены ног: – исправить слишком раннюю закантовку задней лыжи в начале поворотах: это было связано с тем что катаясь в Scarpa T:Race приходилось делать ранюю закантовку задней лыжи когда смена ног еще не завершена из за инерционности T:Race – требуется более активно выводить переднюю лыжу на 5 см вперед в начале дуги, чтобы сместить центр тяжести вперед и более активно загружать носки лыж. Если этого не делать в повороте то задняя лыжа оказывается загружена больше передней: жесткость ботинок соответствует индексу 110-120 – закантовку производить уже после полной разгрузки лыж – в Scarpa T:Race требовалась активная вертикальная работа чтобы успеть в поворот Вспоминая личные прогрессы в технике я могу сказать что они всегда связаны с тремя вещами: приобретение серьезного телеоборудования, правильные советы гуру и наличие хорошей обстановки и компании. На этот раз толчок к работе над техникой дали именно Crispi XR – ведь легкость при катании требует хорошей физической формы и четкого контроля лыж. В поворотах стал замечать что разгрузка лыж стала производиться более активнее, появилась смена ног в прыжках чего раньше за собой не замечал и пришлось уменьшить активность в вертикальной работе чтобы не потерять контроль и чувство снега. Лично для себя я снова стал получать удовольствие от катания телемарком в ботинках Crispi XR, как это было на начальном уровне обучения при катании в ботинках Crispi XP – усилий теперь тратилось меньше. Рекомендую всем кто хочет иметь стабильно стабильные по характеристикам и жесткости ботинки для карвинга. Мне очень приятно что часть наших замечаний по ботинкам предыдущей версии Crispi CXR были исправлены в новой версии Crispi XR. Компания Crispi посчитала что изменения настолько удачны что изменив только подошву ботинка она сделала новую версию ботинок Crispi Evo для стандарта NTN:
Также выражаю огромное спасибо Максиму Любавину который передал в 2007 году все замечания для доработки ботинок в Италию. Нам очень приятно что стандарт 75мм несмотря на появление NTN все таки развивается и хочется пожелать вам получать удовольствие с XR – ведь здесь есть и наша толика участия – мы получили идеальный ботинок от фирмы Crispi.
 
Ниже привожу комментарий Бороды:
  1. Николай Сенинпишет:
26/02/2010 в 19:38
Я благодарен Майклу, за любезно “слитые” мне криспи рэйс. Мне в них очень комфортно. И на подьёмах спусках, как и в многодневных турах. Не натёрся ни разу. Ну и жёсткость основательная. Это важно при опасных катаниях на фри и кайтинге.
 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.