Проблема высокого ботинка, или "шляпа" номер два |
Автор текста Алексей skuns Руднев, 17.03.2007
Сколько раз зарекался – не влезать в дискуссии о выборе ботинок для телемарка. Но вот все чаще слышу: «Я новичок и мне нужен ботинок, помогите найти Т1».
Помилуйте, зачем? Кто надоумил? Что за злая насмешка?
В основе катания телемарком – загрузка обеих ног. Передняя стоит на всей стопе (это несколько упрощенно), задняя нагружает «пятак» плюсневых костей и пальцы.
Ура! Это уже общеизвестная классика (хочу напомнить, что еще пару лет назад это надо было доказывать).
А сколько способов встать на плюсну? Спрошу по-другому: сколько способов согнуть стопу?
Первый – согнуть рукой. А что? Нормально, сидя в кресле поразминать пятку. Для катания, разумеется, не подходит. Но, запомните этот способ. Главное, чтобы и стопа, и икроножная, и камбаловидная мышцы были расслаблены.
Второй, естественный способ – задействовать природные ресурсы. То есть работаем группой мышц (их там десяток). Когда мы ходим – мы работаем именно мышцами голени и стопы. На эту работу затрачиваем много энергии. Мы устаем, если много ходим. Потому что сгибание подошвы – вообще самое мощное движение лодыжки.
Третий – простым опусканием колена. Вот сейчас встаньте ровно и начинайте присаживаться. Рано или поздно пятки приподнимутся, и весь вес перейдет на плюсневые суставы. Если вы будете это проделывать с одной ногой, то окажетесь в низкой телемарк стойке. Внешне эта стойка будет прекрасна. Внешне…
Теперь, если вы нацепите пластиковый ботинок и попытаетесь проделать операцию номер один, то потерпите фиаско. Чай не чешки у вас на ногах.
Остается второй и третий вариант. Второй вариант энергозатратен. И без того напряженная работа мышц стопы и голени, усложняется упругостью ботинка. Не барское это дело, особенно когда есть…
… третий способ! Просто опускаем коленку! Горнолыжные инструкторы обычно говорят «дави на язык ботинка». Нагружая язык ботинка, мы снимаем часть нагрузки с плюсны. Через пластик, напрямую, передаем усилие лыже.
Лишь одно требуется для этого простецкого упражнения – ботинок должен быть высоким и плотно облегать голень. То есть речь идет о флагманских моделях любой ботиночной фирмы. У SCARPA это Т1 и T Race.
Вот, вроде, мы и пришли к очевидному. Желаете облегчить себе жизнь, и не морочится со стойкой – берите себе T1 или T Race! И будет вам счастИе.
Именно тут и кроется засада. Для новичка такая схема загрузки неприемлема. Высокий ботинок является хорошим подспорьем для катальщика, владеющего техникой, но он же превращается в костыли для неофита.
В самом деле, как человек может освоить базовую стойку, со всеми ее сложностями, нюансами и возможностями, если изначально не приучен работать всей группой мышц отвечающей за сгибание/разгибание стопы? В высоком ботинке новичок не грузит плюсну, а попросту висит на достаточно жестком языке. Выглядит это обманчиво прилично, но по сути своей – не работает. Расстегните ботинок, и его колено провалится вниз. А пятка так и останется на лыже, и о загрузке плюсны останется только мечтать.
Разбирая на склоне разнообразные проблемы со стойкой, обратил внимание на декоративный телемарк. То есть лыжники едут на передней ноге и красиво висят на языке заднего ботинка. Выглядит все очень нарядно, не подкопаешься, но задняя лыжа болтается как неприкаянная. Малейшая неровность склона отбрасывает их назад, и они падают. Как так?! Стойка вроде в порядке! Причина этих досадных падений кроется в излишней передаче усилия языку ботинка.
Плавного истечения в методологическую пучину не выходит. Кидаюсь в омут. Итак, ситуация. Обучающий – в высоких ботинках, обучаемый в низких. Инструктор говорит «жми на язык», новичок не жмет, поскольку в низком ботинке языка как такового нет. Новичок вынужден садится в очень низкую стойку, но это мало помогает. Инструктор бьется, ученик виснет в безысходности. Тупик.
И тут, о Радость! Есть выход! Надо обвинить во всем ботинок и настоять на том, что бы у новичка был такой же, как у инструктора.
Аналогия. Учитель математики в начальной школе говорит: «Дети. У меня похмелье. По этому, объяснять сложение столбиком я вам не буду. Завтра всем принести калькуляторы. Все равно, рано или поздно, вы их купите. Так что нечего кокетничать – давайте сразу ими пользоваться». Полагаю это плохим подходом.
Критикуя – предлагай.
Больше времени уделять постановке ноги. Начинать вообще без ботинок. Показывать на чем стоять, как меняется баланс, какие мышцы устают. Потратить на это минут 10 перед занятиями и сразу после занятий. Критичнее отслеживать загрузку плюсны во время катания. При подозрении на декоративный телемарк – возвращаться к начальным упражнениям с загрузкой плюсны.
Обратите внимание. Я ничего не говорил о жесткости ботинка. Это, вообще мифический параметр, требующий особого разбора :)))
Сколько раз зарекался – не влезать в дискуссии о выборе ботинок для телемарка. Но вот все чаще слышу: «Я новичок и мне нужен ботинок, помогите найти Т1».
Помилуйте, зачем? Кто надоумил? Что за злая насмешка?
В основе катания телемарком – загрузка обеих ног. Передняя стоит на всей стопе (это несколько упрощенно), задняя нагружает «пятак» плюсневых костей и пальцы.
Ура! Это уже общеизвестная классика (хочу напомнить, что еще пару лет назад это надо было доказывать).
А сколько способов встать на плюсну? Спрошу по-другому: сколько способов согнуть стопу?
Первый – согнуть рукой. А что? Нормально, сидя в кресле поразминать пятку. Для катания, разумеется, не подходит. Но, запомните этот способ. Главное, чтобы и стопа, и икроножная, и камбаловидная мышцы были расслаблены.
Второй, естественный способ – задействовать природные ресурсы. То есть работаем группой мышц (их там десяток). Когда мы ходим – мы работаем именно мышцами голени и стопы. На эту работу затрачиваем много энергии. Мы устаем, если много ходим. Потому что сгибание подошвы – вообще самое мощное движение лодыжки.
Третий – простым опусканием колена. Вот сейчас встаньте ровно и начинайте присаживаться. Рано или поздно пятки приподнимутся, и весь вес перейдет на плюсневые суставы. Если вы будете это проделывать с одной ногой, то окажетесь в низкой телемарк стойке. Внешне эта стойка будет прекрасна. Внешне…
Теперь, если вы нацепите пластиковый ботинок и попытаетесь проделать операцию номер один, то потерпите фиаско. Чай не чешки у вас на ногах.
Остается второй и третий вариант. Второй вариант энергозатратен. И без того напряженная работа мышц стопы и голени, усложняется упругостью ботинка. Не барское это дело, особенно когда есть…
… третий способ! Просто опускаем коленку! Горнолыжные инструкторы обычно говорят «дави на язык ботинка». Нагружая язык ботинка, мы снимаем часть нагрузки с плюсны. Через пластик, напрямую, передаем усилие лыже.
Лишь одно требуется для этого простецкого упражнения – ботинок должен быть высоким и плотно облегать голень. То есть речь идет о флагманских моделях любой ботиночной фирмы. У SCARPA это Т1 и T Race.
Вот, вроде, мы и пришли к очевидному. Желаете облегчить себе жизнь, и не морочится со стойкой – берите себе T1 или T Race! И будет вам счастИе.
Именно тут и кроется засада. Для новичка такая схема загрузки неприемлема. Высокий ботинок является хорошим подспорьем для катальщика, владеющего техникой, но он же превращается в костыли для неофита.
В самом деле, как человек может освоить базовую стойку, со всеми ее сложностями, нюансами и возможностями, если изначально не приучен работать всей группой мышц отвечающей за сгибание/разгибание стопы? В высоком ботинке новичок не грузит плюсну, а попросту висит на достаточно жестком языке. Выглядит это обманчиво прилично, но по сути своей – не работает. Расстегните ботинок, и его колено провалится вниз. А пятка так и останется на лыже, и о загрузке плюсны останется только мечтать.
Разбирая на склоне разнообразные проблемы со стойкой, обратил внимание на декоративный телемарк. То есть лыжники едут на передней ноге и красиво висят на языке заднего ботинка. Выглядит все очень нарядно, не подкопаешься, но задняя лыжа болтается как неприкаянная. Малейшая неровность склона отбрасывает их назад, и они падают. Как так?! Стойка вроде в порядке! Причина этих досадных падений кроется в излишней передаче усилия языку ботинка.
Плавного истечения в методологическую пучину не выходит. Кидаюсь в омут. Итак, ситуация. Обучающий – в высоких ботинках, обучаемый в низких. Инструктор говорит «жми на язык», новичок не жмет, поскольку в низком ботинке языка как такового нет. Новичок вынужден садится в очень низкую стойку, но это мало помогает. Инструктор бьется, ученик виснет в безысходности. Тупик.
И тут, о Радость! Есть выход! Надо обвинить во всем ботинок и настоять на том, что бы у новичка был такой же, как у инструктора.
Аналогия. Учитель математики в начальной школе говорит: «Дети. У меня похмелье. По этому, объяснять сложение столбиком я вам не буду. Завтра всем принести калькуляторы. Все равно, рано или поздно, вы их купите. Так что нечего кокетничать – давайте сразу ими пользоваться». Полагаю это плохим подходом.
Критикуя – предлагай.
Больше времени уделять постановке ноги. Начинать вообще без ботинок. Показывать на чем стоять, как меняется баланс, какие мышцы устают. Потратить на это минут 10 перед занятиями и сразу после занятий. Критичнее отслеживать загрузку плюсны во время катания. При подозрении на декоративный телемарк – возвращаться к начальным упражнениям с загрузкой плюсны.
Обратите внимание. Я ничего не говорил о жесткости ботинка. Это, вообще мифический параметр, требующий особого разбора :)))
0 комментариев