Теле-склоны краткий обзор некоторых курортов в Альпах |
Сделаю я, пожалуй, что-то полезное, и напишу небольшой обзор мест куда в европе хорошо, а куда не очень ехать начинающему телемаркеру. Опытные небось сами все знают, а может и им кому пригодится. Обзор не полный, ибо о не изведанном личным опытом писать особо не буду, если кто желает заполнить пробелы — можем вполне серьезный путеводитель замутить:)
Начнем.
Вводные:
Что нужно телемаркеру? Пожалуй основными критериями назначим
1. Доступность проката
2. Популярность телемарка на склонах — чтобы было с кого пример брать
3. Доступность и качество инструкторов
4. Удобство и качество склонов для телемарка. Можно было бы поставить этот критерий первым, но зело оно субъективно, поэтому не буду.
Общие наблюдения.
За отчетный период (я встал на теле в 2010 году) телемарк в европе распросранился достаточно широко, но о популярности говорить пожалуй рано. Много телемаркеров во франции и западной италии. Очень мало в австрии. В Швейцарии все зависит от курорта. Вне австрии прокат можно найти практически на каждом крупном курорте.
С инструкторами ситуация забавная. Предлагают телемарк практически везде, даже если это не указано на сайте школы (опять же, кроме австрии, где школы дисциплинированнее, а телемарк менее популярен), но часто бывает, что это люди которые теле катают один — два раза за сезон. Доверять, пожалуй, можно австрийским и швейцарским школам. В Италии рекомендую заранее бронировать инструктора и требовать подробное резюме, чтобы убедиться в достаточности опыта.
Предметно по курортам.
Сан Антон
Странным образом, именно Сан Антон стал первым местом в Австрии где появился современный телемарк. Прокат в Сан Антоне шикарный — пожалуй лучший выбор прокатного теле снаряжения из всего, что я видел(магазин спорт Пете). Телемаркеры на склонах встречаются, правда не часто. С инструкторами тоже проблем нет — австрийцы к вопросу подходят серьезно и откровенной лажи не допускают. Единственная проблема, и причина, почему я туда езжу реже, чем хотелось бы — это склон, совершенно непригодный для новичков.
Курорт большой, и популярен как место для крутой тусовки и вне-трассового катания, что означает, уже к 10 часам утра после снегопада весь пухляк напрочь убит кривыми линиями и сугробами позеров. Ухоженные трассы ухожены хорошо, но по-австрийски коротки и круты — для телемарка комбинация не выигрышная, да и буграми обрастают быстро, так что учиться будет тяжело.
Добираться — Из аэропортов Инсбрука на автобусе, Мюнхена на машине, или Цюриха на поезде
Лех
Соседний с Сан Антоном курорт для телемарка подходит несколько лучше. Прокат появился в сезоне 11 — 12 и, кажется, действует и поныне. В крайнем случае можно в Сан Антон смотаться на автобусе. Телемаркеров на склонах еще меньше, зато именно там мне встретился самый адекватный инструктор, который умудрился за день поставить супругу с нуля на телемарк:):):).
Это более тихий курорт, поэтому свежий пухляк лежит чуть дольше. Ухоженные склоны более разнообразны, есть плавные трассы где можно совершенствовать плавный теле-поворот
Добираться — из Мюнхена на машине или из Инсбрука на автобусе или машине.
Китцбюль
Отличный курорт, но не для телемарка. Прокат только собственно в Китцбюле, на склонах телемаркеров нет. Склоны есть интересные, но превалирует австрийская классика — крутые и относительно короткие. Много простора для вне-трассового катания.
Добираться — из Мюнхена на машине или из Инсбрука на автобусе или машине.
Давос (Клостерс)
Мой любимый курорт. Обычно останавливаюсь в Клостерсе, но из-за удобного железнодорожного сообщения все, почти, одинаково доступно.
В Давосе телемарк весьма популярен. Проката много(особенно в Клостерсе, в Давосе я видел только один магазин и он далеко от подъемников, хотя ассортимент хороший). На склонах много адептов у которых есть чему поучиться. Инструкторов мы там не брали, хотя местные школы телемарк предлагают, и учат, судя по тому, что я видел на склонах, качественно.
Склоны — просто прелесть, для телемарка подходят идеально. Есть полный набор на все вкусы. Все трассы очень удобные и широкие, долго держат форму даже в выходные. Много длинных и плавных трасс (есть и довольно крутые) на которых можно красиво планировать размашистыми поворотами. Публика спокойная и компетентная, а места для внетрассового катания в достатке, так что катабельный пухляк легко найти и на второй — третий день после снегопада.
Особо отмечу трассу ведущую с пика Парсен в Клостерс — 6 кабаков на трассе длинной около 12 километров. Нет в мире лучше способа хорошо завершить день.
Добираться на машине или поезде из Цюриха
Единственное место где мне довелось видеть полную скамейку телемарекров
Флимз/Лаакс/Фалера
Мекка сноубордистов вполне подходит и для телемарка, особенно для опытных адептов. Прокат и инструктора найти можно (хотя и не так легко как в Давосе). Главный плюс — обслуживаемый подъемником склон с пухляком. В Давосе и Китцбюле такие тоже есть, но далеко от основных зон катания, а тут он подключен прямо к основной сети подъемников и огромен. Кататься вполне реально 2 — 3 дня после снегопада если не самый пик сезона.
Трассы тоже нормальные, по швейцарски качественные и разнообразные. Много открытых для катания лесных массивов, что для Федерации редкость.
Добираться на машине или поезде из Цюриха
Энгельберг (спасибо за инфу puppetmaster )
Курорт находится близко от Цюриха и Люцерны, популярен среди местного населения (чуть менее известен среди туристов), что в Швейцарии обычно большой плюс
В наличии не только инструктора, но еще и магазин с прокатом (OK shop). Так же у курорта есть и демо команда по телемарку. Ну а если очень кого интересует, то и инструктор русскоязычный.
Добираться на машине или поезде из Цюриха
Вербье
Неприятный курорт. Сочетает в себе худшие качества Сан Антона и французских курортов.
Прокат и инструктора телемарка в наличии, но на склонах адептов маловато. Трассы, в основном, узкие и крутые. Пухляк вокруг трасс убивается очень быстро, хотя там много склонов куда можно добраться зная правильные тропы.
Французская организация досуга на склонах = кислый глинтвейн, бары закрываются раньше подъемников, зато всю ночь гремит музыка в клубах. Единственный плюс — утром на склонах относительно свободно.
Добираться на машине или поезде из Женевы или Цюриха
Цермат
Пожалуй лучшая гора в мире. Качество трасс и разнообразие вне-трассовых склонов даже комментировать нечего. Запредельный ценник прилагается.
Телемаркеров мало но прокат и инструктора существуют
Поезд из Женевы или Цюриха
Червиния
Цермат с итальянской стороны. Пожалуй номер 2 в моем личном рейтинге.
Очень популярный теле-курорт. Кажется там проходит главная телемарк конвенция каждый год, но даже в обычные дни на склонах десятки адептов. Очень хороший прокат в наличии. Со школами ситуация итальянская. Личный опыт — 50/50. Взяли двух инструкторов, с одним я с друзьями поехал раскатывать пухляк, а второй в это время научил супругу, уже почти научившуюся нормально катать теле, делать телемарк поворот полностью разгружая заднюю ногу.
Трассы для телемарка идеальные — широкие, плавные, при этом есть как пологие, так и достаточно крутые. Вне трасс большой простор для катания по пухляку. Только леса нет особо.
Из прочих плюсов — очень вкусно и дешево. Стиль досуга ближе к восточной Швейцарии и даже австрии — на склонах много хороших баров, есть такие, которые работают до последнего алкоголика.
Добираться на машине из Милана или Турина
Шамони
Франция. Нелюблю.
Для обучения телемарку подходит Лезуш — подъемники старые, зато очень простые, но интересные трассы. Катабельный лесок присутствует. Прокат и инструктора есть, но в городе. Пить на склоне нельзя. Не потому, что нельзя, а потому, что невкусно.
Добираться трансфером или машиной из Женевы
Валь Д'Изер (он же Тинь)
Отличная горка испорченная французами. Трассы и пухляк на 4+ (до 5 недотягивает качество ратрака и возраст подъемников).
Телемарк популярен. Именно там снят самый лучший на ютубе ролик с нью скул телемарком (со Стефаном Дюфуром) и встал на теле ваш покорный слуга.
Инструкторов и прокат не могу прокомментировать за да давностью последней поездки (2010 год)
Добираться на машине из Женевы или Шамбери
Валь Торанс (Тревале со всякими Куршевелями в комплекте)
Так же тема. Природа расстаралась и создала шедевр, а французы устроили там свой курорт. Трассы топографически великолепны, но ратрачат их плохо. В крупных городах есть теле прокат и инструкторы (хотя рекомендую заранее проверять адреса, чтобы не ездить километры от отеля).
Телемарк популярен, на склонах много адептов и есть у кого поучиться.
Трассы на любой вкус
Добираться на машине из Женевы или Шамбери
Начнем.
Вводные:
Что нужно телемаркеру? Пожалуй основными критериями назначим
1. Доступность проката
2. Популярность телемарка на склонах — чтобы было с кого пример брать
3. Доступность и качество инструкторов
4. Удобство и качество склонов для телемарка. Можно было бы поставить этот критерий первым, но зело оно субъективно, поэтому не буду.
Общие наблюдения.
За отчетный период (я встал на теле в 2010 году) телемарк в европе распросранился достаточно широко, но о популярности говорить пожалуй рано. Много телемаркеров во франции и западной италии. Очень мало в австрии. В Швейцарии все зависит от курорта. Вне австрии прокат можно найти практически на каждом крупном курорте.
С инструкторами ситуация забавная. Предлагают телемарк практически везде, даже если это не указано на сайте школы (опять же, кроме австрии, где школы дисциплинированнее, а телемарк менее популярен), но часто бывает, что это люди которые теле катают один — два раза за сезон. Доверять, пожалуй, можно австрийским и швейцарским школам. В Италии рекомендую заранее бронировать инструктора и требовать подробное резюме, чтобы убедиться в достаточности опыта.
Предметно по курортам.
Сан Антон
Странным образом, именно Сан Антон стал первым местом в Австрии где появился современный телемарк. Прокат в Сан Антоне шикарный — пожалуй лучший выбор прокатного теле снаряжения из всего, что я видел(магазин спорт Пете). Телемаркеры на склонах встречаются, правда не часто. С инструкторами тоже проблем нет — австрийцы к вопросу подходят серьезно и откровенной лажи не допускают. Единственная проблема, и причина, почему я туда езжу реже, чем хотелось бы — это склон, совершенно непригодный для новичков.
Курорт большой, и популярен как место для крутой тусовки и вне-трассового катания, что означает, уже к 10 часам утра после снегопада весь пухляк напрочь убит кривыми линиями и сугробами позеров. Ухоженные трассы ухожены хорошо, но по-австрийски коротки и круты — для телемарка комбинация не выигрышная, да и буграми обрастают быстро, так что учиться будет тяжело.
Добираться — Из аэропортов Инсбрука на автобусе, Мюнхена на машине, или Цюриха на поезде
Лех
Соседний с Сан Антоном курорт для телемарка подходит несколько лучше. Прокат появился в сезоне 11 — 12 и, кажется, действует и поныне. В крайнем случае можно в Сан Антон смотаться на автобусе. Телемаркеров на склонах еще меньше, зато именно там мне встретился самый адекватный инструктор, который умудрился за день поставить супругу с нуля на телемарк:):):).
Это более тихий курорт, поэтому свежий пухляк лежит чуть дольше. Ухоженные склоны более разнообразны, есть плавные трассы где можно совершенствовать плавный теле-поворот
Добираться — из Мюнхена на машине или из Инсбрука на автобусе или машине.
Китцбюль
Отличный курорт, но не для телемарка. Прокат только собственно в Китцбюле, на склонах телемаркеров нет. Склоны есть интересные, но превалирует австрийская классика — крутые и относительно короткие. Много простора для вне-трассового катания.
Добираться — из Мюнхена на машине или из Инсбрука на автобусе или машине.
Давос (Клостерс)
Мой любимый курорт. Обычно останавливаюсь в Клостерсе, но из-за удобного железнодорожного сообщения все, почти, одинаково доступно.
В Давосе телемарк весьма популярен. Проката много(особенно в Клостерсе, в Давосе я видел только один магазин и он далеко от подъемников, хотя ассортимент хороший). На склонах много адептов у которых есть чему поучиться. Инструкторов мы там не брали, хотя местные школы телемарк предлагают, и учат, судя по тому, что я видел на склонах, качественно.
Склоны — просто прелесть, для телемарка подходят идеально. Есть полный набор на все вкусы. Все трассы очень удобные и широкие, долго держат форму даже в выходные. Много длинных и плавных трасс (есть и довольно крутые) на которых можно красиво планировать размашистыми поворотами. Публика спокойная и компетентная, а места для внетрассового катания в достатке, так что катабельный пухляк легко найти и на второй — третий день после снегопада.
Особо отмечу трассу ведущую с пика Парсен в Клостерс — 6 кабаков на трассе длинной около 12 километров. Нет в мире лучше способа хорошо завершить день.
Добираться на машине или поезде из Цюриха
Единственное место где мне довелось видеть полную скамейку телемарекров
Флимз/Лаакс/Фалера
Мекка сноубордистов вполне подходит и для телемарка, особенно для опытных адептов. Прокат и инструктора найти можно (хотя и не так легко как в Давосе). Главный плюс — обслуживаемый подъемником склон с пухляком. В Давосе и Китцбюле такие тоже есть, но далеко от основных зон катания, а тут он подключен прямо к основной сети подъемников и огромен. Кататься вполне реально 2 — 3 дня после снегопада если не самый пик сезона.
Трассы тоже нормальные, по швейцарски качественные и разнообразные. Много открытых для катания лесных массивов, что для Федерации редкость.
Добираться на машине или поезде из Цюриха
Энгельберг (спасибо за инфу puppetmaster )
Курорт находится близко от Цюриха и Люцерны, популярен среди местного населения (чуть менее известен среди туристов), что в Швейцарии обычно большой плюс
В наличии не только инструктора, но еще и магазин с прокатом (OK shop). Так же у курорта есть и демо команда по телемарку. Ну а если очень кого интересует, то и инструктор русскоязычный.
Добираться на машине или поезде из Цюриха
Вербье
Неприятный курорт. Сочетает в себе худшие качества Сан Антона и французских курортов.
Прокат и инструктора телемарка в наличии, но на склонах адептов маловато. Трассы, в основном, узкие и крутые. Пухляк вокруг трасс убивается очень быстро, хотя там много склонов куда можно добраться зная правильные тропы.
Французская организация досуга на склонах = кислый глинтвейн, бары закрываются раньше подъемников, зато всю ночь гремит музыка в клубах. Единственный плюс — утром на склонах относительно свободно.
Добираться на машине или поезде из Женевы или Цюриха
Цермат
Пожалуй лучшая гора в мире. Качество трасс и разнообразие вне-трассовых склонов даже комментировать нечего. Запредельный ценник прилагается.
Телемаркеров мало но прокат и инструктора существуют
Поезд из Женевы или Цюриха
Червиния
Цермат с итальянской стороны. Пожалуй номер 2 в моем личном рейтинге.
Очень популярный теле-курорт. Кажется там проходит главная телемарк конвенция каждый год, но даже в обычные дни на склонах десятки адептов. Очень хороший прокат в наличии. Со школами ситуация итальянская. Личный опыт — 50/50. Взяли двух инструкторов, с одним я с друзьями поехал раскатывать пухляк, а второй в это время научил супругу, уже почти научившуюся нормально катать теле, делать телемарк поворот полностью разгружая заднюю ногу.
Трассы для телемарка идеальные — широкие, плавные, при этом есть как пологие, так и достаточно крутые. Вне трасс большой простор для катания по пухляку. Только леса нет особо.
Из прочих плюсов — очень вкусно и дешево. Стиль досуга ближе к восточной Швейцарии и даже австрии — на склонах много хороших баров, есть такие, которые работают до последнего алкоголика.
Добираться на машине из Милана или Турина
Шамони
Франция. Нелюблю.
Для обучения телемарку подходит Лезуш — подъемники старые, зато очень простые, но интересные трассы. Катабельный лесок присутствует. Прокат и инструктора есть, но в городе. Пить на склоне нельзя. Не потому, что нельзя, а потому, что невкусно.
Добираться трансфером или машиной из Женевы
Валь Д'Изер (он же Тинь)
Отличная горка испорченная французами. Трассы и пухляк на 4+ (до 5 недотягивает качество ратрака и возраст подъемников).
Телемарк популярен. Именно там снят самый лучший на ютубе ролик с нью скул телемарком (со Стефаном Дюфуром) и встал на теле ваш покорный слуга.
Инструкторов и прокат не могу прокомментировать за да давностью последней поездки (2010 год)
Добираться на машине из Женевы или Шамбери
Валь Торанс (Тревале со всякими Куршевелями в комплекте)
Так же тема. Природа расстаралась и создала шедевр, а французы устроили там свой курорт. Трассы топографически великолепны, но ратрачат их плохо. В крупных городах есть теле прокат и инструкторы (хотя рекомендую заранее проверять адреса, чтобы не ездить километры от отеля).
Телемарк популярен, на склонах много адептов и есть у кого поучиться.
Трассы на любой вкус
Добираться на машине из Женевы или Шамбери
6 комментариев
и подрезать бы статейку «cut»
Личное мнение: везде хорошо, где склоны, рельеф, трассы, люди, состояние снега, погоды («вот это всё!»), — позволяют ехать вам в гармонии с собой.
Если радиус и навыки позволяют вам легко повернуть, а снег не заставляет точить канты ежедневно — то и флаг неважен. Валечка дал нам шикарный слоган: «Не… и кататься!»